психологическая диагностика готовности к обучению ребенка к школе

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет

Готовность ребенка к школе

 

  Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации.

   Малыш должен уметь сравнивать простые конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира.

Способные дети могут усвоить не только отдельные понятия о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией. Однако достаточно высокий уровень познавательных способностей возможен в том случае, если обучение в этот период направлено на развитие процессов мышления.

   Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.

Уже в этом возрасте реальный мир ребенок видит как очень сложный, где предметы различаются не только по внешним признакам, но и по функциям и внутренним качествам. Однако в этом возрасте мышление формируется только через внешнее восприятие. Любое понятие, пусть даже абстрактное, - есть образ. Например, малыш не понимает в достаточной степени абстрактного смысла таких слов как мужество, доброта, он не может дать их точного отвлеченного понятия. Ребенок может описать человека, который выглядит мужественным или добрым, назвать поступки, обозначающие смысл этих слов.

   Материал должен представляться в наглядной форме; еще лучше, если изучаемый предмет ребенок может потрогать, сделать его частью своего опыта. Именно личный опыт, опора на собственные ощущения, позволяют малышу понять объект, его смысл и значение.

  Развитое логическое мышление для дошкольников не характерно. Лишь к 12-13 годам у детей формируется способность рассуждать и строить сложные и отвлеченные понятия. Пока же любая абстракция будет наполнена субъективным смыслом, представленным в структуре наглядного образа.

Итак, для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление, которое вы можете проверить в эксперименте тестирования.

   Другим важным моментом, на который обращают внимание при проверке уровня зрелости ребенка, является способность быть готовым к учебной деятельности. Внимание (как физиологическая функция), память и работоспособность - прилежание, воспитанное вами, - являются необходимыми предпосылками интеллектуальной деятельности.

   Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.

   Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.

Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные, увлеченные чем-нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

   Дети 6-7 лет способны: называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;

считать предметы до 12; осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.; отвечать на вопросы, сколько будет, если прибавить некоторое число предметов к четырем предметам (или отнять); составлять разрезные картинки из 10 и более элементов; указывать, чем знакомые ему довольно простые предметы отличаются друг от друга и чем они похожи; может при наличии интереса к выполнению задания игнорировать отвлекающие факторы (присутствует произвольное внимание); умеет соотносить часовое время с распорядком дня; использует понятие времени (прошлое и будущее), когда говорит о событиях («Мой день рождения наступит через неделю»); может оперировать понятиями последний, первый; средний, большинство, некоторые и другими часто встречающимися при повседневном общении понятиями.

 

Психологическая диагностика готовности к обучению ребенка к школе проводится с целью выявления сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе. Результатом изучения является создание диагностической основы для проектирования и организации комплекса мер, содействующих формированию психологической готовности детей к школьному обучению.

 

Представляю разработанный мной протокол к методикам:

 

Протокол индивидуального психологического обследования детей 6-7 лет,

с целью определения готовности детей к обучению в школе

Ф.И. ребёнка___________________________________________________________, возраст_________     гр. № _____

  1. I.Мотивационная сфера (дата_______________)
  2. 1.Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга) – 2 мин.

Структура мотивов учения ребёнка
высокой оценки

Преобладает мотив

под №__________

  1. II.Произвольная сфера (дата_______________)
  2. 2.Методика «Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и   соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений» (Т.Н. Головиной) – 5 мин.

Бланки ответов ребенка прилагаются. Результаты:

а) способность ребенка к целостному восприятию формы предметов (____балл.);

б) состояние графических навыков (______балл.);

в) способность осуществлять симметрическое изображение (_____балл.);

итого: _____________баллов; _____________________уровень восприятия.

  1. III.Интеллектуальная сфера и речевая (дата_______________)
  2. 3.Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго и М.Семаго – 10 мин. (бланки ответов прилагаются):

- математические представления - ___________________________________________________________________

- внимание - _____________________________________________________________________________________

- графические пробы - _____________________________________________________________________________

- звукобуквенный анализ - _________________________________________________________________________

- Рисунок человека - ______________________________________________________________________________

Итоговая оценка - _________________________________________________________________________________

  1. 4.Методика «Нелепицы» М.и Н. Семаго (листы 14-15) – 10 мин.

Лист 14 - ________________________________________________________________________________________

Лист 15 - ________________________________________________________________________________________

  1. 5.Методика «10 слов» исследование слухоречевой памяти (А.Р. Лурия) – 10 мин.

Регистрационный бланк

Количество повторений Слова Общее количество слов Примечания
лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед
1
2
3
4
5
Спустя 40 минут

  1. IV.Моторная сфера (дата_______________)
  2. 6.Методика определения моторной асимметрии (М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского) – 10 мин.

Протокол обследования

№ теста Левая рука Правая рука Обе руки Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог МБ ДОУ № 14

Вознесенская С.Ю.

 

методика_М.Семаго_подготовка_к_школе.pdf

 

 

бланки_для_индивидуальной_диагностики_подготовишек__.pdf